новости

ЕЖЕКВАРТАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ в части регулирования ЖКХ 2

1.

Федеральный закон от 26.12.2024 № 484

«О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статьи 5 и 8 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(в части регулирования отдельных положений об осуществлении закупок)»

Закон содержит новации в части заключения госконтрактов на закупку товаров или услуг со встречными инвестиционными обязательствами поставщика (офсетных контрактов).

Государственным заказчикам из одного субъекта РФ предоставляется право проводить не только централизованные, но и совместные офсетные закупки. В самом законопроекте уточняется общий минимальный объем инвестиций в 100 млн руб. вне зависимости от количества контрактов.

Помимо этого, законопроект предусматривает усиление надзора. С 1 января 2025 года заказчики будут формировать все документы в единой информационной системе в сфере закупок. Теперь эту норму предлагается распространить на все контракты с единственным поставщиком.

01.01.2025

(за исключением отдельных положений)

2.

Федеральный закон от 28.12.2024 № 540-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Законом предусмотрены следующие изменения:

устанавливается обязанность ведения перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, посредством единого реестра видов контроля;

исключаются положения Федерального закона № 248-ФЗ, допускающие возможность отказа от системы оценки и управления риска в рамках муниципальных видов контроля;

по видам государственного контроля (надзора), не предусматривающим проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, утверждение критериев и категорий риска объектов контроля не является обязательным;

в случае, если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, то такое же контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено не позднее трех месяцев с даты проведения первого контрольного (надзорного) мероприятия;

предусматривается право контролируемого лица отказать инспектору в доступе на объекты контроля и в принятии иных мер по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если на документах, оформленных контрольным (надзорным) органом, отсутствует либо некорректно нанесен двухмерный штриховой код, предусмотренный правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, обеспечивающий переход на страницу указанного контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

01.01.2025

(за исключением отдельных положений)

3.

Федеральный закон от 08.08.2024 № 311-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Закон направлен на повышение надежности и безопасности систем теплоснабжения, а также посвящен полномочиям и обязанностям при подготовке к ОЗП (уточняются задачи Правительства РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления и др.), распределению ответственности за возможную аварийность в будущем.

01.03.2025

4.

Федеральный закон от 28.02.2025 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях»

Федеральным законом предусматриваются в том числе следующие изменения в ФЗ «О концессионных соглашениях»:

  • установлены квалификационные требования к концессионерам: для городов 100–500 тыс. чел. — опыт эксплуатации ≥2 лет; свыше 500 тыс. чел. — ≥3 лет (в городах ≥100 тыс. чел.), при этом учитывается опыт эксплуатации других организаций, входящих в одну группу компаний с концессионером;
  • запрет участия ГУП/МУП в качестве концессионера;
  • возможность передачи в концессию объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящихся в хозяйственном ведении МУП/ГУП (ранее муниципалитеты формально отказывали в передаче, ссылаясь на нахождение имущества в хозяйственном ведении);
  • увеличение срока регистрации права собственности концедента на объекты КС с 1 до 3 лет после заключения КС;
  • возможность компенсации концедентом части расходов концессионера на регистрацию объектов КС;
  • сокращение срока публикации предложения инвестора на torgi.gov.ru с 45 до 30 дней;
  • исключена необходимость получения согласования территориального органа ФАС России для передачи концессионерам без проведения торгов технологически связанных с объектом КС бесхозяйных объектов теплоснабжения и ВиВ;
  • обязательная разработка и утверждение инвестпрограммы в течение 12 месяцев после заключения соглашения; неисполнение данной обязанности - основание для расторжения КС;
  • введение порядка предварительного согласования и подписания проекта концессионного соглашения субъектом РФ;

устанавливается предельный размер обеспечения исполнения обязательств по заключению КС— не более 5% от общих расходов.

01.09.2025

Постановления, распоряжения Правительства РФ

5.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2024 № 1979 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов»

Постановлением уточнен порядок установления и определения субъектом РФ нормативов потребления коммунальных услуг.

Установлено, что органы государственной власти субъектов РФ имеют право принять решение о поэтапном введении единых нормативов потребления коммунальных услуг для всех или отдельных муниципальных образований на своей территории. Сроки перехода определяются в утвержденных программах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые направлены на оптимизацию использования энергетических ресурсов в различных категориях многоквартирных домов, включая в том числе установку приборов учета.

Также определено, что органы государственной власти субъектов РФ должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в соответствии с программами энергосбережения и повышения энергетической эффективности, также касающимися установки приборов учета в многоквартирных домах.

01.01.2025

6.

Постановление Правительства РФ от 15.02.2025 № 167 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Уточнены особенности применения на территориях новых субъектов РФ положений законодательства РФ в сферах теплоснабжения и электроэнергетики, предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Установлены в числе прочего порядок принятия решения органом государственной власти нового субъекта РФ об утверждении графика заключения едиными ресурсоснабжающими организациями договоров теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения с потребителями, а также существенные условия таких договоров.

25.02.2025

7.

Постановление Правительства РФ от 24.03.2025 № 347

«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 326»

Правительство утвердило правила субсидирования мероприятий в рамках нового федерального проекта «Вода России».

Правительство продолжит финансировать мероприятия по строительству очистных сооружений на Байкальской природной территории.

С 2025 года регионы будут получать субсидии на их реализацию в рамках федерального проекта «Вода России», входящего в новый национальный проект «Экологическое благополучие».

Господдержка будет предоставляться регионам, расположенным на Байкальской природной территории, прежде всего Республике Бурятия и Иркутской области.

С помощью федеральных средств в этих регионах продолжат реализовываться проекты по строительству, капитальному ремонту и реконструкции сооружений для очистки сточных вод, поступающих в озеро Байкал и другие водоёмы Байкальской природной территории. В федеральном бюджете на ближайшие три года на такие цели зарезервировано свыше 9,5 млрд рублей.

01.04.2025

8.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2024 № 1978 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406»

Постановлением вносятся изменения в Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

С 1 сентября 2025 определяется порядок открытия и рассмотрения органом регулирования тарифов дел об установлении (корректировке) размера платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке. Открытие дела осуществляется по предложению регулируемой организации. Приводится перечень сведений, указываемых в заявлении, а также перечень прилагаемых к нему обосновывающих материалов.

Также устанавливается порядок представления указанных документов, процедура их рассмотрения и принятия решения.

01.09.2025

9

Постановление Правительства РФ от 18.03.2025 N 329

«О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2025 - 2026 годах»

Правительство продлило до конца 2026 года особенности начисления и уплаты пеней и штрафов за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) без привязки к выросшей ключевой ставке Банка России.

Установлено, что до 1 января 2027 г. начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за ЖКУ, взносов на капитальный ремонт, а также начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются исходя из минимального значения ключевой ставки ЦБ РФ из следующих значений:

ключевая ставка ЦБ РФ, действующая по состоянию на 27 февраля 2022 г., и ключевая ставка ЦБ РФ, действующая на день фактической оплаты

19.03.2025.

10

Постановление Правительства РФ от 18.03.2025 N 326

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154

Изменены требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения.

27.03.2025.

11

Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2024 № 4006-р

«О внесении изменений в распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения на 2024 год»

Правительство направит финансирование регионам на модернизацию систем водоснабжения.

25.12.2024

Акты, письма ФОИВ

12

Приказ ФАС России от 24.12.2024 № 1072/24

«Об утверждении Порядка проверки представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктами 2 - 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1211»

ФАС утвердила порядок проверки документов, которые заказчики направляют для включения сведений об участнике (контрагенте) в РНП. Порядок определяет сроки и правила взаимодействия с проверяющими при уклонении, одностороннем отказе или расторжении договора в суде.

Документы направляют в ФАС либо ее территориальный орган по месту нахождения заказчика, которое он указал в извещении (документации) о закупке.

ФАС примет документы, если НМЦД (цена лота):

  • выше 700 млн руб.;
  • выше 100 млн руб., но общая сумма договоров заказчика в прошлом году более 1 млрд руб.

В других случаях это задача УФАС. Если отправить документы не в тот орган, их передадут по подведомственности в течение 3 рабочих дней после даты поступления.

Если документы не соответствуют составу и требованиям Правил № 1211, заказчику направят извещение. На это у контролеров будет 3 рабочих дня с даты получения документов.

На исправление ошибок заказчику также отведут 3 рабочих дня с даты получения извещения. Рассмотрение документов на этот период приостановят.

Если с документами все в порядке, в течение 3 рабочих дней с даты их получения заказчику и участнику (контрагенту) направят уведомление о назначении рассмотрения. Это сделают бумажным письмом или по электронной почте.

В уведомлении укажут краткое содержание документов, а также информацию о месте и времени их проверки.

Проверку проведет комиссия ФАС или ее территориального органа. Срок проверки и принятия решения – 10 рабочих дней с даты поступления документов.

Заказчик и участник (контрагент) смогут присутствовать на заседании комиссии, представлять информацию, документы и объяснения как в письменной, так и в устной форме.

11.02.2025

13

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 03.03.2025 № 138/25 "Об утверждении интервалов тарифных зон суток для потребителей на 2025 год (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий)"

Утверждены интервалы тарифных зон суток для потребителей на 2025 год (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий

14

Приказ Росстандарта от 24.12.2024 № 1986-ст

«Об утверждении национального стандарта Российской Федерации»

Приказом утвержден ГОСТ Р 71911-2024 «Оборудование для обеззараживания воды ультрафиолетовым облучением. Общие технические требования».

Стандарт разработан АО «ГК «ЕКС», ООО НПО «ЛИТ», ФГБУ НИИСФ РААСН. Введен впервые. Закреплен за техническим комитетом по стандартизации № 393 «Услуги (работы, процессы) в сфере жилищно-коммунального хозяйства и формирования комфортной городской среды».

Объектом нормирования является УФ-оборудование, предназначенное для обеззараживания воды (питьевого назначения, сточной, оборотной, промышленной и пр.). Предъявляемые требования к оборудованию позволят значительно повысить качество как самого оборудования, так и его технические и технологические возможности при использовании. Кроме того, утвержденный ГОСТ позволит не допустить на рынок оборудования для жилищно-коммунального хозяйства, а также других отраслей промышленности некачественное УФ-оборудование, не удовлетворяющее определенным критериям И не позволяющего достичь требуемых целевых показателей качества обеззараживаемой воды, регламентируемых современными нормативно- техническими документами.

31.03.2025

15

Письмо Минприроды России от 09.01.2025 № 12-47/70 «О нормировании сбросов сточных вод»

Минприроды России рассмотрен вопрос о разработке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в отношении показателя БПК, а также о расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду по указанному показателю.

В частности, отмечается, что перечень веществ, для которых необходим расчет нормативов допустимых сбросов, определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно исходя из требований Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей.

16

Информационное письмо Минфина России от 31.01.2025 № 24-01-06/8697

«О применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. № 875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Минфин России разъяснил особенности применения положений Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В частности, сообщается о видах введенных Правительством РФ мер, устанавливающих изъятия из национального режима, об их применении разными видами заказчиков, о товарах, работах, услугах, в отношении которых применяются ограничения при осуществлении закупок, о применении «защитных» мер при проведении способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (способов закупки), о применении преимущества товаров российского происхождения, об информации и документах, подтверждающих страну происхождения товара, о применении ограничений в отношении закупок в рамках государственного оборонного заказа, при осуществлении закупок лекарственных препаратов, о переходных положениях Постановления № 1875.

17

Разъяснения ФАС России от 21.03.2025

(https://fas.gov.ru)

ФАС России разъяснила Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин, утвержденного приказом ФАС России от 22.11.2024 № 894/24.

18

Информационное письмо Минфина России от 20.02.2025 № 24-01-06/16146

«О согласовании с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) юридическим лицом, осуществляющим закупку за счет средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, условия предоставления которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации предусматривают соблюдение положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ»

Минфин России рассмотрел вопрос о применении порядка согласования контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком.

Правила, утвержденные постановлением Правительства от 30.06.2020 № 961, продолжают с 2025 года распространяться на юридических лиц, осуществляющих закупки в соответствии со статьей 15 Закона № 44-ФЗ за счет средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, условия предоставления которых в соответствии с бюджетным законодательством предусматривают соблюдение положений Закона № 44-ФЗ, в связи с отнесением таких лиц к понятию «заказчик».

19

Информационное письмо Минфина России от 18.02.2025

№ 24-01-10/15030 «О применении положений части 15 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ»

Минфином России даны разъяснения о форме заключения контрактов в рамках законодательства о контрактной системе закупок (Закон № 44-ФЗ):

государственный (муниципальный) контракт не может быть заключен в устной форме, в том числе в предусмотренных частью 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ случаях закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

если контракт, указанный в части 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, является договором розничной купли-продажи, такой договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено таким договором, условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель;

приложенный к авансовому отчету документ, подтверждающий произведенные подотчетным лицом расходы на закупку товаров, работ, услуг, связанные с осуществлением деятельности заказчика, является в понимании части 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контрактом, заключенным в простой письменной форме.

Акты Конституционного Суда РФ

20

Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2025 № 13-П

«По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 34 и пункта 45 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод в связи с жалобой акционерного общества «Объединенная двигателестроительная корпорация»

Конституционный Суд РФ предложил порядок отбора проб сточных вод в целях контроля их состава и свойств, при котором соблюдаются интересы не только осуществляющей водоотведение организации, но и абонента.

Абзац второй пункта 34 и пункт 45 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728, признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они - исключая разделение по требованию абонента и за его счет отобранной пробы на контрольную, параллельную и резервную и, как следствие, использование результатов анализа последней при несопоставимости результатов анализов контрольной и параллельной проб лишь на том основании, что срок хранения проб согласно нормативным документам, регулирующим отбор проб или методы определения конкретных показателей, составляет менее 12 суток, притом что имеются фактические организационные возможности анализа резервной пробы до истечения срока ее хранения и отсутствуют непреодолимые правовые препятствия для учета результатов ее анализа при определении результата контроля состава и свойств сточных вод, - не обеспечивают баланса публичных и частных интересов, при возникновении обоснованных сомнений в достоверности анализа проб возлагая на абонента в его обязательственных отношениях с водоотводящей организацией непропорциональное бремя (риск) несения неблагоприятных имущественных последствий.

Правительство РФ должно внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.

Впредь до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений надлежит исходить из следующего:

при параллельном отборе проб сточных вод для анализа по тем показателям состава и свойств сточных вод, срок хранения проб для анализа которых согласно нормативным документам, регулирующим отбор проб или методы определения конкретных показателей, составляет менее 12 суток, абонент вправе заявить также о необходимости отбора за его счет дополнительной - резервной - пробы и ее анализа за его счет в аккредитованной лаборатории, не участвующей в анализе контрольной и параллельной проб и не аффилированной с водоотводящей организацией или с абонентом, по тем показателям состава и свойств сточных вод, по которым проводится анализ контрольной и параллельной проб, или по части этих показателей; при отборе проб должно быть определено, в каком качестве - контрольная, параллельная, резервная - выступает каждая из них; отбор и анализ резервной пробы осуществляется по правилам, установленным Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод для проведения отбора и анализа параллельной пробы, если иное не следует из изложенного выше; если результаты анализов контрольной и параллельной проб несопоставимы в части тех показателей, по которым проводится анализ резервной пробы, результаты анализа резервной пробы используются по правилам, закрепленным в третьем предложении абзаца первого и в абзаце втором пункта 44 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод;

в случае непредставления абонентом протоколов исследований параллельной и резервной проб результат контроля определяется на основе результата анализа, проведенного по заказу организации, осуществляющей водоотведение.

Указанные особенности параллельного отбора проб сточных вод не являются основанием для пересмотра состава и объема обязанностей абонентов, которые обусловлены результатами контроля состава и свойств сточных вод, определенными без учета результатов анализа дополнительной - резервной - пробы, отобранной по заявлению абонента в соответствии с настоящим Постановлением.