новости

ЕЖЕКВАРТАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ЗАКОНОПРОЕКТОВ в части регулирования ЖКХ

1

Законопроект № 699828-8

«О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях»

22.10.2024 законопроект принят в первом чтении;

Срок представления поправок в пятнадцатидневный срок со дня принятия постановления; 05.11.2024

Согласно ПЗ при окончании срока действия КС, объектом которого являются объекты теплоснабжения, ЦС ВиВ, наступает переходный период, продолжительностью от полутора до двух лет, связанный с процессом возвращения имущества на баланс концедента.

В течение этого времени существует риск отсутствия эффективного управления объектами ТС и ВиВ.

Способом решения данной проблемы является предоставление возможности концеденту и концессионеру еще до окончания срока действия действующего КС заключить новое КС в отношении объектов ТС и ВиВ без проведения конкурсных процедур при условии, что концессионер положительно себя зарекомендовал в рамках действующего КС.

Также законопроектом устанавливаются основания для отмены уже принятого решения о заключении концессионного соглашения в случае возникновения в течение периода до окончания действия КС фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером, обязательств по действующему КС или в случае существенного нарушения условий КС
2

Законопроект

О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении», в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»

ID проекта

02/04/01-23/00135481

Дата создания 30 января 2023 г.

Разработчик Минэкономразвития России

Поручение Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г.

№ МХ-П16-15136

Дата подготовки заключения об ОРВ 30 мая 2024 г.

Этап:

Подготовка заключительного текста проекта

не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 01.06.2024

В настоящее время законодательно не закреплена обязанность РСО разработать, а уполномоченных РОИВ утвердить ИП при планируемой реализации мероприятий ‎по строительству, реконструкции и модернизации объектов и систем теплоснабжения, ВиВ.

Законопроектом вводится перечень случаев, когда утверждение ИП для РСО является обязательным, а также расширяется перечень мероприятий, которые организации могут включить ‎в ИП.

В целях повышения эффективности имеющихся источников инвестиционных ресурсов проектом предлагается ввести целевое использование амортизационных отчислений, учитываемых при установлении тарифов.

Принятие законопроекта позволит создать условия для привлечения инвестиций в обновление коммунальной инфраструктуры, оптимизировать систему разработки, утверждения и контроля за выполнением ИП, а также повысить эффективность инвестиционной деятельности РСО.

3

Законопроект № 452645-8

О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"

(совершенствование отношений, связанных с внесением объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения в качестве вкладов в уставный капитал)

Принятие ответственным комитетом решения о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы

28.05.2024

перенести рассмотрение

Проектом предусматривается внесение изменений, направленных на урегулирование отношений, связанных с внесением объектов ЦС ВиВ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в качестве вкладов в уставный капитал акционерных обществ, имеющих статус гарантирующей организации в отношении соответствующих ЦС ВиВ, 100% акций которых находятся в государственной или муниципальной собственности на момент принятия соответствующего решения

4

Законопроект № 652508-8

О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении»

29.07.2024 назначен ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству);

На стадии принятия ответственным комитетом решения о представлении законопроекта в Совет ГД для рассмотрения в 1 чтении

Законопроект вводит новое понятие «нецентрализованная система водоотведения» (септики, выгребные ямы, биостанции) и термин «сточные воды нецентрализованной системы водоотведения», которые помогут урегулировать проблемы с незаконным сливом жидких бытовых отходов (ЖБО) в канализацию.

Документ относит утверждение правил эксплуатации систем водоснабжения к компетенции Минстроя России.

5

Законопроект № 654233-8

О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении»

29.07.2024 назначен ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству) ;

09.01.2025 рассмотрение законопроекта во втором чтении,

срок представления поправок (24.01.2025)

Законопроект разработан в целях урегулирования вопроса по снижению износа коммунальной инфраструктуры и уточнения понятийного аппарата в сфере водоснабжения и водоотведения в части разграничения комплекса мероприятий, относящегося к текущему и капитальному ремонтам.

Законопроектом увеличивается срок действия ИП с трех до пяти лет,

предусматривается включение в ПП и ИП мероприятий соответственно по текущему и капитальному ремонту, в связи с чем предлагается установить понятия «капитального ремонта ЦС ВиВ» и «текущего ремонта».

Согласно отзыву ПРФ законопроект нуждается в существенной доработке, так как указанные понятия не соответствуют определениям понятий "капитальный ремонт объектов капитального строительства" и "капитальный ремонт линейных объектов", предусмотренным статьей 1 Градкодекса, а реализация положений законопроекта, касающихся введения государственного учета ЦС ВиВ, потребует дополнительных расходов бюджетов, которые в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не отражены.

6

Законопроект № 680171-8

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

(об исполнительной надписи нотариуса при взыскании задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства)

29.07.2024 назначен ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству);

12.12.2024 принят законопроект в первом чтении;

Срок представления поправок 10.01.2025

С 1 сентября 2024 года к заявлению о вынесении судебного приказа должно прилагаться уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление взыскателем должнику копий заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов, что делает невозможным, при отсутствии данных о должнике, обращение за взысканием задолженности посредством приказного судопроизводства.

Возможности организаций ЖКХ на судебную защиту при взыскании задолженности за оказанные услуги и поставленные ресурсы, значительно сократились.

Одним из востребованных механизмов внесудебного взыскания задолженности может стать исполнительная надпись нотариуса.

Внедрение института исполнительной надписи нотариуса для взыскания задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги приведет к значимому экономическому эффекту по повышению платежной дисциплины в сфере ЖКХ, сокращению общего объема задолженности, снижению нагрузки на судебную систему.

7

Законопроект N 736449-8

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 19.4.1 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

(в части усиления ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора))

22.01.2025 - принят Государственной Думой ФС РФ в I чтении (Постановление N 7729-8 ГД) 22.01.2025

Срок представления поправок 20.02.2025

Поправки коснутся тех, кто мешает провести либо завершить контрольно-надзорное мероприятие или, например, ввести спецрежим по Закону о госконтроле, а также осуществить проверку по Закону о защите прав юрлиц и ИП.

По общему правилу должностное лицо заплатит от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а компания – от 250 тыс. до 500 тыс. руб.

Пока штрафы от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для первых и от 20 тыс. до 50 тыс. руб. для вторых.

За повторное нарушение должностному лицу назначат штраф от 20 тыс. до 50 тыс. руб. либо его дисквалифицируют на срок от 6 мес. до года.

Денежная санкция для компании составит от 500 тыс. до 1 млн руб.

Сейчас период дисквалификации тот же, а штраф для должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для организаций – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Поправки к КоАП РФ могут вступить в силу через 10 календарных дней после опубликования закона.

8

Законопроект N 819547-8

О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

(об установлении общих требований к организации и проведению торгов в отношении государственного и муниципального имущества, имущественных и иных прав)

19.03.2025

принят законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту (Срок представления поправок в тридцатидневный срок со дня принятия постановления; 17.04.2025)

Проект о единых правилах проведения имущественных торгов внесен в Госдуму

Депутаты рассмотрят поправки об унификации порядка организации торгов по предоставлению прав на государственное или муниципальное имущество. Новшества могут заработать с 1 сентября 2025 года. Они не распространятся на торги, решение о которых принято до этой даты.

Основные аспекты.

Какие торги подпадут под единые правила. Единый порядок будут применять, в частности, при проведении торгов:

по аренде и безвозмездному пользованию государственным или муниципальным имуществом;

по продаже и аренде публичных участков;

по аренде государственных и муниципальных лесных участков;

по продаже имущества в электронной форме в рамках приватизации;

на право установки и эксплуатации рекламных конструкций на публичной недвижимости;

на право пользования участками недр.

Как будут проходить торги. По общему правилу торги будут электронными, в виде аукциона или конкурса. Место проведения – площадки операторов из перечня, который сейчас действует в рамках Закона N 44-ФЗ.

Задаток за участие переведут на счет оператора, если иное не установлено законом. Порядок и сроки внесения платы, ее размер укажут в извещении. По общему правилу его разместят в ГИС "Торги":

при проведении аукциона – минимум за 15 календарных дней до даты окончания приема заявок;

конкурса – минимум за 25 календарных дней до той же даты.

Результаты оформят протоколом. Организатор подпишет его, направит победителю и разместит в данной системе не позже 1 рабочего дня с даты торгов, если в законе нет иных порядка и срока.

Как оформят сделку по результатам торгов. Договор заключат с победителем не ранее 10 календарных дней с даты публикации протокола. Информацию и документы о сделке разместят в системе. Право вести определенную деятельность будут оформлять аналогично. Если, например, к торгам допустили только 1 участника, который отвечает всем требованиям, организатор должен заключить с ним сделку на условиях в том числе заявки такого участника. Для последнего это право, а не обязанность. Закон может предусматривать иное.

9.

Законопроект

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(подготовлен ФАС России,

ID проекта 153474 на портале regulation.gov.ru)

Проект федерального закона разработан в целях усиления полномочий ФАС России по обеспечению исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) решений ФАС России, принятых по итогам рассмотрения досудебных споров (разногласий). Согласно проекту вносятся изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ ‎«Об электроэнергетике», Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ ‎«О естественных монополиях», Федеральный закон от 27.07.2010 ‎№ 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральный закон от 07.12.2011 ‎№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон от 24.06.1998 ‎№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Предлагается: наделение ФАС России полномочиями по пересмотру предельных уровней цен в случае неоднократного (три и более раза в течение года) неисполнения органом регулирования решений ФАС России. ограничение предельного срока нахождения руководителя исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере тарифного регулирования в статусе исполняющего обязанности до завершения процедуры согласования с федеральным органом исполнительной власти в области тарифного регулирования; ввести обязанность принятия органом регулирования «замещающего» решения об установлении цен (тарифов) в случае отмены ФОИВ соответствующего решения органа регулирования, принятого с нарушением законодательства Российской Федерации; отменить необходимость согласования с ФОИВ в области регулирования тарифов решения органа регулирования, если такое решение принимается во исполнение решения ФАС России.

10

Законопроект № 736449-8

«О внесении изменений в статью 19.4-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части усиления ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора)

Проектом федерального закона предлагается усилить административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) или уклонение от таких проверок.

Подробнее: https://sozd.duma.gov.ru/bill/736449-8#bh_note

11

Законопроект № 835235-8

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Проект федерального закона направлен на усиление административной ответственности за нарушение требований о защите информации, содержащейся в информационных системах. Согласно информации, размещенной на портале, наличие нарушений требований о защите информации, которые регулярно выявляют в ходе контрольных мероприятий ФСТЭК России, свидетельствуют об уклонении работников и должностных лиц государственных органов и организаций, ответственных за обеспечение защиты информации в информационных системах, от выполнения требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 13.12 КоАП РФ в целях усиления мер ответственности государственных органов и организаций за нарушение требований о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, а также иных информационных системах, содержащих информацию ограниченного доступа.

Также предлагается увеличить срок давности привлечения к ответственности за административные правонарушения до 1 года.

Подробнее: https://sozd.duma.gov.ru/bill/835235-8#bh_note

12

Законопроект

«О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

(подготовлен Минфином России, ID проекта 155471 на портале regulation.gov.ru)

Проектом федерального закона предусматривается:

формирование единого каталога конкретных товаров (далее - ЕККТ), который станет использоваться участниками закупки для формирования своих предложений, а заказчиками - для формирования объекта закупки;

введение специального вида электронных площадок, используемых для целей проведения малых закупок;

введение дополнительных требований к функционированию электронной площадки для проведения малых закупок и оператору такой площадки;

утверждение перечня операторов электронных площадок, соответствующих таким дополнительным требованиям и единым требованиям;

отбор наилучших предложений участников закупки среди предложений, размещенных на всех электронных площадках, определение трех лучших предложений (после истечения периода времени для улучшения ценовых предложений) на каждой электронной площадке;

возможность подачи участниками закупки улучшающих ценовых предложений в период, определенный заказчиком. При этом, если улучшающее ценовое предложение не подано, ценовым предложением участника закупки будет считаться ценовое предложение, указанное им ранее в составе предложения.

ПРОЕКТЫ

Постановления, распоряжения Правительства РФ

13

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710»

Проект постановления направлен на стимулирование привлечения средств внебюджетного финансирования для целей строительства, реконструкции (модернизации), капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры путем создания условий для предоставления заемщикам кредитов (займов) по льготной ставке для финансирования инвестиционных проектов строительства, реконструкции (модернизации) и (или) капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе являющихся объектами концессионных соглашений. Проектом предусматривается внесение изменений в приложение № 27 к государственной программе ‎Российской Федерации «Обеспечение доступным ‎и комфортным жильем и коммунальными услугами ‎граждан Российской Федерации, дополнение его положениями, предусматривающими возможность направлять субсидии в том числе на возмещение финансирующим организациям недополученных доходов по кредитам, выданным по льготной ставке в размере не менее 10%, для реализации мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры.

Подробнее: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=153600

14

Проект постановления «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. № 161»

Проект постановления разработан Минэкономразвития России в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллина М.Ш. от 19 декабря 2024 г. ‎№ МХ-П16-44613 в целях внесения изменений в Требования к региональным и муниципальным программам ‎в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. № 161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» в части сроков установления единых нормативов потребления субъектов Российской Федерации. Предлагается дополнить Требования пунктом 15(1) следующего содержания: «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по итогам реализации мероприятий по энергосбережению ‎и повышению энергетической эффективности, указанных в пунктах 13-15 настоящего документа, вправе принять решение о поэтапном переходе ‎к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг, нормативов потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги ‎по горячему водоснабжению в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в сроки, указанные в региональных программах ‎в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Подробнее: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=153903

15

Проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий внесение изменений в Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (ID проекта: 02/07/02-25/00155137),

разработчик проекта Минстрой России.

Проектом предусмотрено введение нового понятия «операционная экономия», под которой понимается экономия средств, достигнутая регулируемой организацией в результате снижения расходов в истекшем долгосрочном периоде регулирования, в том числе связанная с сокращением потерь воды при транспортировке, которая имеет место, если снижаются расходы на приобретение энергетических ресурсов.

Рассмотрение проекта находится на стадии подведения итогов публичного обсуждения текста проекта, а также проводится оценка регулирующего воздействия.

16

Проект постановления Правительства Российской Федерации

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Разработчик:

ФАС России

ID проекта: 155327

https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=155327#

Этап: Подведение итогов публичного обсуждения текста НПА

Проект постановления разработан в целях совершенствования законодательства в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, а также исполнения Концепции внедрения механизмов тарифообразования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на долгосрочный период, утвержденной Аппаратом Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 № 6571п-П51 (далее – Концепция), в целях синхронизации маршрутов тарифного регулирования, утверждения инвестиционных программ и сроков актуализации отраслевых схем, а также обеспечения цифровизации, долгосрочности тарифов и развития механизма целевого инвестирования в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами.

Проектом постановления предусматривается внесение изменений в Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 782, Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 154, Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. № 1130.

Проектом постановления предусматривается внесение изменений в Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 641, Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 г. № 410, Правила разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 424, в части установления единых сроков

Проектом постановления предусматривается внесение изменений в Основы формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400, в части закрепления срока установления индексов по субъектам Российской Федерации (до 15 октября), а также переноса срока утверждения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предельных индексов (до 1 декабря).

Проектом постановления предусматривается внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» в части изменения сроков утверждения регулируемых цен (тарифов) (до 1 декабря).

Также проектом постановления предусматривается перенос срока ежегодной корректировки регулируемых цен (тарифов), связанной с неисполнением инвестиционных программ, на более ранний срок (I-1).

В настоящее время корректировка тарифов в связи с неисполнением инвестиционных программ учитывается на второй год, следующий за годом, в котором реализовывалась инвестиционная программа (I-2), что создает экономические выгоды для регулируемой организации, не исполняющей инвестиционную программу.

Проектом постановления предлагается осуществлять такую корректировку до 20 июня года, следующего за годом, в котором реализовывалась инвестиционная программа (после сдачи годовой отчетности исполнения инвестиционных программ за предыдущий год), и учитывать ее в тарифах, установленных на второе полугодие (с 1 июля).

Проекты приказов органов власти

17

Проекты приказов ФАС России об утверждении форм отчетов, содержащих информацию об инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, в сфере теплоснабжения и в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Проектами приказов утверждаются следующие формы отчетов:

форма отчета, содержащего информацию об инвестиционных программах организаций;

форма отчета, содержащего информацию об исполнении инвестиционных программ организаций; форма отчета о результатах наблюдения за соблюдением обязательных требований в части использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении цен (тарифов).

Подробнее: в сфере водоснабжения и водоотведения - https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=153801

в сфере теплоснабжения - https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=153804

в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами - https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=153807

Проекты приказов проходят регистрацию в Минюсте России.