новости

РАВВ начала подготовку отраслевого Положения о системе тарифного комплаенса для регулируемых организаций в сфере водоснабжения и водоотведения

РАВВ начала подготовку отраслевого Положения о системе тарифного комплаенса для регулируемых организаций в сфере водоснабжения и водоотведения.

Отраслевое положение о системе тарифного комплаенса будет предварительно согласовано с региональными органами регулирования и ФАС России.

РАВВ в лице проектного офиса ООО «РС ВОДА» готова оказать регулируемым организациям услуги по проведению тарифного аудита, который позволит выявить тарифные риски и определить пути решения проблем при установлении тарифов, а также услуги по согласованию Положения о системе тарифного комплаенса в региональном органе регулирования и ФАС России.

Желание выступить пилотами по внедрению Положения о системе тарифного комплаенсе для регулируемой организации выразили желание Новгородская и Ростовская области.

Положение о системе тарифного комплаенсе для регулируемых организаций относится к системе локальных нормативных актов для профилактики юридических рисков, а также может включать в себя раздел об антимонопольном комплаенсе.

Требования к Системе локальных нормативных актов для профилактики юридических рисков прилагаются. Тарифные риски отражены в учебном пособии, размещенном по ссылке. https://rswater.ru/

Основные причины для внедрения системы тарифного комплаенса для регулируемой организации

Увеличивается потребность регулируемых организаций в средствах на финансирование мероприятий на инвестиционные мероприятия на модернизацию инфраструктуры, а также социальные обязательства, связанные с доведением расходов на оплату труда не менее МРОТ

Длительность нормотворческих процедур препятствует оперативному разрешению проблем по совершенствованию законодательства, что не позволяет оперативно закрыть проблемные вопросы

Объем контроля ежегодно увеличивается и, как следствие, растет количество выявляемых нарушений

Уменьшение рисков привлечения к административной и иным видам ответственности

Количество разногласий между региональными органами регулирования и регулируемыми компаниями не уменьшается

Основные причины подачи регулируемыми организациями заявлений в ФАС на разногласия

Регулирование по «остаточному» принципу при учете затрат в рамках ограничений по росту платы граждан

Не учет необходимых в производственном процессе прямых затрат, прямо предусмотренных требованиями законодательства

Отказ от установления льготных тарифов для населения

Установление льготных тарифов при отсутствии механизмов, позволяющих выделить субсидии

Сдерживание роста тарифов за счет увеличения планового отпуска услуг

Фиксация возврата средств сглаживания без конкретизации периода

Невозврат средств сглаживания в течение трехлетнего периода, предусмотренного Основами ценообразования

Обоснование сложившейся в регулируемой организации экономии

Цели внедрения регулируемой организацией системы тарифного комплаенса

Улучшение качества обоснования расходов регулируемой организации за счет закрепления правил взаимодействия с органом тарифного регулирования

Определения порядка подготовки тарифной заявки, а также исчерпывающего перечня обосновывающих расходы документов и требований к ним

Определение порядка обоснования статей затрат, а также правил осуществления в регулируемой организации контроля за его соблюдением

Приведение процесса принятия управленческих решений в регулируемых организациях в соответствие с требованиями тарифного законодательства и органа тарифного регулирования.

Оценка тарифных рисков и их последствий до принятия бизнес – решений.

Согласование с органами тарифного регулирования единообразного толкования законодательства о ценообразовании для устранения рисков различных подходов к правоприменению.

Своевременная реакция на изменение законодательства, либо сложившихся подходов к правоприменению

Поиск источников финансирования инвестиционных, социальных и иных обязательств и потребностей регулируемой организации за счет оптимизации ее экономической деятельности и сохранения в ее распоряжении сложившейся экономии

Своевременное принятие необходимых мер для уменьшения негативного экономического и репутационного ущерба для регулируемой организации

Минимизация тарифных рисков, которые с учетом специфики деятельности регулируемых организаций являются критическими.

Основные группы тарифных рисков для регулируемой организации

Недофинансирование деятельности: невыполнение обязательств перед поставщиками товаров (работ, услуг); неисполнение инвестиционных, производственных и ремонтных программ; неисполнение обязательств социального характера; устаревание инфраструктуры при отсутствии ее развития.

Величина тарифа документально не обоснована: расходы, включенные в тариф, могут быть исключены по результатам контрольных мероприятий, что приведет к последствиям аналогичным указанным в предыдущем пункте, но с большим негативным эффектом для организации.

Преимущества для органа тарифного регулирования от наличия у регулируемой организации Положения о тарифном комплаенсе

Упрощение взаимодействия с регулируемой организацией

Уменьшение рисков привлечения к административной и иным видам ответственности

Возможность закрепления в рамках комплаенса задач, являющихся наиболее приоритетными для субъекта Российской Федерации

Возможность «легализации» передовых правоприменительных подходов, сложившихся в регионе
Система локальных нормативных актов для регулируемых организаций в сфере водоснабжения и водоотведения для профилактики юридических рисков,

в т.ч. тарифных и антимонопольных рисков

Профилактика юридических рисков в организации напрямую зависит от качества внутренней регламентации процессов, в том числе подготовки к тарифному регулированию, заключению концессионного соглашения.

Наряду с правоприменительной практикой и разъяснениями госорганов локальные нормативные акты (ЛНА) должны решить задачу формирования юридической защиты организации.

Понимание значимости ЛНА, в том числе тарифного и антимонопольного комплаенса, приходит, как правило, в проблемных ситуациях, когда юридические риски уже реализовались.

Неполнота информации, недостаточная детализация действий, непроработанность внутренней регламентации и ее низкая доступность могут повлечь за собой негативные последствия в виде отмены решений органов управления организации, признания сделок недействительными, юридической ответственности для организации и ее менеджмента.

Поэтому необходимо заранее создать эффективную систему внутреннего регулирования деятельности в организации (систему ЛНА), которая решала бы задачу профилактики юридических рисков, в том числе связанных с тарифным и антимонопольным регулированием.

Следует отметить, что формирование эффективной системы ЛНА длительный процесс, который требует значительных усилий, ресурсов, творческого подхода, новаторства и не заканчивается никогда.

На эффективность системы ЛНА могут влиять различные факторы, из которых можно выделить следующие:

  • выбор корректных областей регламентации;
  • качество содержания и формы ЛНА;
  • доступность базы ЛНА и контроль за исполнением;
  • определение или создание в организации специализированного подразделения, занимающегося формированием эффективной системы ЛНА (институционализация работы с ЛНА).

Рассмотрим подробнее факторы, влияющие на эффективность ЛНА, в том числе на положение о тарифном и антимонопольном комплаенсе.

  1. Области регламентации

Эффективность системы ЛНА определяется, прежде всего, распространением внутренней регламентации на все без исключения области формирования юридических рисков организации, не зависимо от количества НЛА и степени их детализации.

К таким областям формирования юридических рисков организации можно отнести взаимодействие с потребителями услуг, с надзорными органами, техническое, тарифное и антимонопольное регулирование, эксплуатацию объектов ВКХ, лицензирование, благоустройство и др.

При этом особое внимание необходимо уделить урегулированию следующих вопросов:

  • деловая этика организации;
  • распределение зон ответственности структурных подразделений при предварительной экспертизе и реализации решений;
  • коммуникация компании с контролирующими органами;
  • мониторинг НПА, судебной и административной практики, официальных разъяснений законодательства, претензий контрагентов и надзорных органов;
  • обучение сотрудников;
  • внутреннее расследование фактов нарушения законодательства.

2.Качество содержания и формы ЛНА

Несмотря на целесообразность распространения внутренней регламентации на все без исключения области формирования юридических рисков организации, ЛНА не должны быть избыточны, бюрократичны, препятствовать работе сотрудников.

Регламентирующие документы необходимо поддерживать в актуальном состоянии по мере изменения законодательства, правоприменительной практики, а также реализации иных факторов, влияющих на риски в сфере водоснабжения и водоотведения.

Необходима предварительная экспертная оценка ЛНА со стороны структурных подразделений организации для обеспечения простоты изложения и доступности восприятия.

Качество законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, неточность и неопределенность части формулировок, значительно усложняет восприятие НПА, препятствует их полноценному применению и, в конечном итоге, увеличивает вероятность нарушения действующего законодательства.

Поэтому внутренняя регламентация ЛНА должна формироваться в доступном для восприятия формате, возможно в виде блок-схем.

3.Доступность базы ЛНА и контроль за исполнением

В организации необходимо ввести процедуру обязательного ознакомления сотрудников с ЛНА, обеспечив их доступность для сотрудников.

Для этого все документы должны быть структурированы и размещены в электронной базе ЛНА.

Для профилактики юридических рисков, кроме подготовки ЛНА, необходима эффективная система внутреннего контроля за соблюдением ЛНА, отсутствие которой может обесценить меры по профилактике юридических рисков.

4.Определение или создание в организации специализированного подразделения, занимающегося формированием эффективной системы ЛНА (институционализация работы с ЛНА).

Целесообразна институционализации работы по профилактике юридических рисков путем определения или создания в компании специализированного подразделения, занимающегося формированием эффективной системы ЛНА.

Например, может быть создана служба внутреннего контроля, служба комплаенс и др., которые должны быть независимы.

Независимость такой службы можно обеспечить, например, их подотчетностью только акционерам, выводом подразделения из подчинения менеджмента организации, включением подразделения в систему согласования юридически значимых решений, наделением их правом вето в отношении решений, которые не соответствуют требованиям ЛНА и действующего законодательства. Именно в таких условиях система ЛНА может наиболее эффективно выполнять функцию профилактики юридических рисков организации.